Рейтинг:  5 / 5


Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Работы нет, продукты дорожают, Жванецкий шутит: «Мы всё ещё пахнем потом, хотя уже ничего не производим».

Летом 2013 года я начал анализ исполнения в Архангельской области Майских Указов Президента России. Но, поскольку в нашем регионе никто из моих коллег-журналистов не вдохновился последовательным вдумчивым мониторингом исполнения этих «программных документов», то придётся мне же и продолжать начатое.

Тогда, в 2013-ом, исполнение в Архангельской области Майских Указов было «непаханым полем». Парадоксально, но приходилось встречать чиновников регионального уровня, которые с трудом могли объяснить, в чём важность и взаимосвязь этих документов. Не говоря о том, чтобы вспомнить конкретные задачи Майских Указов. Хотя многие пункты относились к их непосредственной деятельности.

Сегодня ситуация иная. О необходимости исполнения Майских Указов в правительстве Архангельской области знают все. Беда только в том, что не все их исполняют. Или выполняют «абы да кабы», то есть лишь в отчётах и докладах.

Не спорю, некоторые задачи всё-таки исполнены реально. Но пока их меньшинство. И я в своих материалах, в первую очередь, буду обращать внимание на проблемные вопросы. Это моя позиция: без конструктивной критики - нет развития. Тем более, что до 2020 года остаётся не так уж и много времени.

Если у вас имеется иное мнение (или в принципе есть что рассказать на эту тему), пишите: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Сегодняшний анализ начну с оценки данных, представленных в документе (подготовленном Архангельскстатом) «Социально-экономическое положение Архангельской области за 2016 год».

Изменять своему принципу работы и формату, к которому привыкли мои читатели, тоже не буду. Материал построен следующим образом: «Так в Указе» - «Так на деле» - «Мнение автора».

***
Указ Президента Российской Федерации 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»

Так в Указе: «создание и модернизация 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году».

Так на деле: «По состоянию на 1 января 2017 года официально зарегистрированы в государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных 10,3 тыс. человек, или 1,7% к численности рабочей силы. По сравнению с 1 января 2016 года численность безработных граждан уменьшилась на 1,0 тыс. человек, или на 9,1%.
Нагрузка незанятого населения, состоящего на учете в учреждениях государственной службы занятости, на одну заявленную вакансию составила к концу декабря 2016 года
1,4 человека».

Мнение автора: Я понимаю, что создание высокопроизводительных рабочих мест и уровень безработицы - это разные понятия. Но дело в том, что за всё время действия Майских Указов, в Архангельской области количество высокопроизводительных рабочих мест с каждым годом лишь сокращается.

Полагаете, утверждение слишком смелое, чтобы быть правдой? Давайте откроем документ (размещён на официальном сайте областного правительства) под названием «Публичный отчёт исполнительных органов государственной власти Архангельской области о ходе достижения показателей, содержащихся в указах Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 596-601 и 606». Он содержит вот такие данные:

- «Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году»: 2013 год - (-5 %), 2014 год - (-6 %), 2015 год - (-21,7 %).

- «Количество созданных и модернизированных высокопроизводительных рабочих мест»: 2013 год - (-10,2 тысячи), 2014 год - (-11,6 тысяч), 2015 год - (-13,2 тысячи).

Показатели за 2016 год станут известны в августе этого года - именно в это время Росстат обнародует информацию. Но что-то мне подсказывает, что ситуация кардинально не изменится.

В общем, как сказал Жванецкий, «Мы всё ещё пахнем потом, хотя уже ничего не производим».

***

Что касается общего уровня занятости населения, то есть, на мой взгляд, один весьма показательный момент.

В 2016 году Распоряжением Правительства РФ Архангельская область включена в число регионов, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным.

«Основным участником подпрограммы является ОАО ПО «Севмаш». В соответствии с заявкой предприятия в рамках реализации государственного оборонного заказа в 2015- 2017 годах планируется привлечь в регион почти 400 человек.

Распоряжение Правительства Российской Федерации о распределении средств на софинансирование программы мобильности трудовых ресурсов уже подписано. Размер федеральной субсидии для Архангельской области в 2016 году составит более 16 миллионов рублей», - сообщила в марте прошлого года пресс-служба правительства Архангельской области.

Только вот почему-то в пресс-релизе умалчивалось, что специалисты будут привлечены из других регионов.

Конечно, если предприятию требуются квалифицированные кадры, а в регионе их нет, значит, надо искать необходимых специалистов за пределами области. Но, не будучи фарисеем, я все-таки задался вопросом: «Почему нельзя на курсах переквалификации обучить жителей Архангельской области, чтобы здесь, у себя дома, они смогли получить работу?»

И нашел ответ в интервью министра труда и соцразвития РФ Максима Топилина «Российской газете» (опубликовано в январе 2017 года - прим. авт.). Приведу цитату.

«Региональным властям надо самим больше внимания уделять программам переобучения, а не просить деньги на пособия - здесь они, надо сказать, пока шалят.
Когда мы передавали субъектам полномочия в сфере занятости, они тратили больше денег на активные программы. И сейчас мы ориентируем их на то, чтобы они предусматривали средства на программы переобучения, временные работы.

Зачастую власти на местах считают, что меры по поддержке рынка труда должна финансировать федерация. Неправильная логика. Регионы должны сначала сами что-то сделать для решения локальных проблем на рынке труда, а если не получается - обращаться к нам за помощью. А не наоборот - сначала дайте денег из федерального бюджета, потом начнем работать.

Регионы должны понимать, что человек не должен остаться без работы и внимания, один на один с проблемой».

Бьюсь об заклад, что Архангельская область находится в числе таких «шалящих» регионов.

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

Так в Указе: «увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4-1,5 раза».

Так на деле: «По предварительным данным, в 2016 году денежные доходы на человека в месяц составили 32010,8 рубля, что на 1,9% меньше, чем в 2015 году, денежные расходы, соответственно, - 30414,7 рубля и на 3,3%.

Реальные располагаемые денежные доходы на душу населения (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) уменьшились за этот период на 9,1%».

Мнение автора: Изначально в качестве комментария к этой части доклада Архангельскстата я планировал сравнить динамику доходов и расходов жителей Архангельской области с соседними регионами. Но посмотрел, с какими результатами соседи встретили 2017 год, и решил лишний раз не расстраивать наших читателей.

Особенно удивляет соотношение доходов на человека в Архангельской области и стоимость потребительской корзины. Как ни странно, в 2016 году у нас в регионе она оказалась самой дорогой. В частности, это видно из документа под названием «Мониторинг основных экономических и социальных показателей развития Республики Карелия, 2016 год».

То есть, потребительская корзина в Архангельской области стоит дороже, чем в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Хотя общеизвестно, что средняя зарплата в этих регионах выше, чем у нас. Для этого и на сайт статистики ходить не надо.

При этом потребительская корзина содержит самые необходимые продукты питания. А если начать сравнивать тарифы на коммунальные услуги, стоимость квадратного метра (будь то аренда или покупка квартиры), то вновь результат будет не в пользу Архангельской области.

Как говорит наш сумасшедший математик Агафон Копейкин, «в экономике должна быть логика». А где здесь логика, если в Питере зарплаты выше, чем в Архангельской области, а цены ниже? Логики нет. У нас. В Питере, почему-то, логика есть. И в Вологде. И в Ярославле...

Приведу ещё одно простое сравнение, уже в пределах Архангельской области. Со времен, когда Россия перешла к рыночной экономике, наверное, только ленивый не в теме, как конкуренция влияет на ценообразование.

Вот, к примеру, в Холмогорском районе я знаю несколько отдалённых деревень, где цены на продукты чуть ли не в разы выше, чем в Архангельске. Дело в том, что на всю деревню приходится один-два магазина. Местные предприниматели едут в областной центр, закупают товары по оптовой цене и «надувают» её в розницу.

Для местных жителей это возмутительно, но с экономической точки зрения понятно: расходы плюс прибыль (ради которой всё и затевалось) - вот вам двойная-тройная цена. И никакая конкуренция её не собьет, поскольку предприимчивых соседей раз-два да обчёлся. Большинство давно уехало из этой деревни, а крупным торговым сетям заходить в населенные пункты, где проживает от силы полторы-две тысячи человек, просто невыгодно.

Словом, я понимаю, почему в деревнях цены на продукты выше, чем в соседних городах, хотя с зарплатой ровно наоборот. Но, я не понимаю, почему этот фактор присутствует в областном центре.

Федеральные торговые сети третий год подряд теснят в Архангельске местных предпринимателей. До этого, выходя из дома за продуктами, у нас, по сути, был такой выбор: пойти в дискаунтер (где товары похуже) или в магазин, где дороже да лучше. Но в любом случае оба магазина принадлежали местным бизнесменам и цены на товары сходного качества они держали примерно на одном уровне.

Нынче ситуация иная. Пожалуй, у каждой многоэтажки в Архангельске, рядом с привычными местными магазинами расположился представитель всероссийской сети. Заходя на рынок, они часто демпингуют - сбивают средние цены местных торговцев. Поэтому, если у крупных сетевиков продукты дешевле по стоимости, не всегда это означает, что они хуже по качеству. Законы конкуренции, борьба за перетягивание покупателя. Но по логике: цены должны падать, а у нас - самая дорогая потребительская корзина на всём Северо-Западе. Вот и выходит, что не только логики нет, но и экономики тоже.

Олег Плахин.

Фото с сайта президент.рф

Выбор читателя