Рейтинг:  4 / 5


Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Депутаты Городской думы оценили бюджет Архангельска на 2018 год 

Его принятие в первом чтении состоялось на минувшей неделе, а окончательное голосование пройдёт на следующей. Вопреки прогнозу прошлого года, бюджет города остаётся дефицитным. 

Согласно официальным данным, большая часть расходов распределена следующим образом: «Образование» - 56,2%, «Общегосударственные вопросы» - 11,1%, «Национальная экономика» - 10,1%, «Социальная политика» - 7 %; «Жилищно-коммунальное хозяйство» - 6,6% и «Культура, кинематография» - 4 %.

Несмотря на то, что дефицит бюджета удалось сократить с десяти процентов до трёх, не все народные избранники оптимистично смотрят на формирование доходной части и на приоритеты в расходах городской казны.   

«Это бюджет проедания. Приоритеты в расходах расставлены таким образом, что 70 % - это социальные расходы. Основной получатель средств – департамент образования. 

Бюджет является сбалансированным. Но в тоже время беспокоит факт, что мы уменьшаем расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, ремонт и строительство дорог. 

Если на ремонт дорог заложено порядка 647 миллионов рублей на 2018 год, то на 2020 год - около 347 миллионов. То есть идёт уменьшение почти в два раза, и нам скоро негде будет ездить», - считает Ростислав Васильев.  

Дмитрий Акишев отмечает, что доходная часть и объём субвенций явно недостаточны.

«На мой взгляд, надо сделать акцент на обустройство и внешний облик города. Также у меня есть поправка об увеличении финансирования программы по обеспечению жильём молодых семей. Я думаю, объем финансирования как в этом году недопустим. 

Ведь 90 процентов выпускников школ центра города собирается уезжать из Архангельска. А эта  программа – маленький рычаг. Тем более, она предусматривает пропорциональное финансирование из областного и федерального бюджетов», - говорит депутат. 

Добавлю, «жилищный вопрос» в Архангельске остро стоит не только перед молодёжью, но также перед их родителями, бабушками и дедушками. Ведь многие из них ждут переезда из «авариек» десятилетиями, а строят социальное жильё в Архангельске такими темпами, что плакать хочется

Давно в анекдот превратилась история о сдаче в эксплуатацию домов на Московском проспекте. Напомню, что изначально строительство планировали завершить в конце августа. Позже была названа дата - 30 ноября и сам министр строительства Архангельской области утверждал, что «мы планируем завершить программу в срок». Однако теперь этот срок передвинут на конец года. 

На ноябрьской сессии представители муниципалитета заявили, что муниципальная программа переселения граждан из «аварийки» заканчивается в 2017 году и с 1 января будет запущена программа по формированию современной городской среды.

Но многие специалисты и потенциальные жильцы не разделяют оптимизм чиновников. Аналогичное мнение высказывают некоторые депутаты. 

«За дома на Московском проспекте отвечает Главное управление капитального строительства Архангельской области. В октябре они нам обещали заселить туда людей 30 ноября. Естественно, 30 ноября туда никого не заселили. Но есть поручение полпреда Президента в СЗФО завершить программу переселения до 30 ноября. Получается, что его мы уже не исполняем… 

Я не специалист-строитель. Но эксперты, с которыми я общался, говорят, что в этом году вопрос не будет закрыт. Скорее всего, людей заселят весной следующего года», - рассказал Александр Гревцов. 

«Необходимо, чтобы область отдала муниципалитету функции по строительству социального жилья. В своё время она их забрала вместе с финансированием, а теперь не справляется с ними. Из областного бюджета вернули около 12 миллиардов рублей, потому что не смогли их освоить. Сколько домов можно было построить на эти деньги!», - недоумевает Ростислав Васильев. 

В то же время, пока нет чёткого понимания, повлекут ли за собой «московские долгострои» какие-либо расходы из городской казны следующего года. Максим Корельский считает, что сейчас внимание социальным домам уделено достаточно. Но, по его словам, если ситуация будет меняться и потребуется выделять дополнительные средства, то придётся их искать, урезая расходы на другие статьи.  

С «кого» снимут деньги вопрос, пока вопрос риторический. Но есть мнение, что урезать будут самые большие куски бюджетного пирога. Ведь сложно представить, что, например, чиновники сократят расходы на собственное содержание. 


Александр Гревцов, называя бюджет более-менее реальным, отмечает, что скорректировал бы некоторые расходы. 

«Например, можно было сократить расходы по уплате банковских процентов и сделать нулевой дефицит бюджета. Снижение процентных выплат можно добиться за счёт привлечения бюджетных кредитов. Для этого надо активнее работать с областным правительством, казначейством и т.д. Сегодня же Архангельск в основном привлекает коммерческие кредиты, где процентная ставка 9-12 процентов.    

Порядка 4,5 миллионов рублей заложено на оплату штрафов и пеней по требованию судебных приставов. Персональную вину чиновника надо рассматривать отдельно. Но если чиновник не исполнил решение суда по переселению граждан из «аварийки», штрафовать его не справедливо, так как полномочия находятся на уровне области. Однако иск подают к администрации Архангельска, и получается, что дома строит область, а за несвоевременное строительство расплачивается город», - говорит народный избранник.  

Депутат Корельский, в свою очередь, отмечает: «Для меня важно, что приоритетными выделены такие направления как образование, культура и спорт. Например, заложены средства на строительство двух детсадов, в 2019 году планируем построить ФОК на Варавино-Фактория». 

К слову, о доступности объектов физкультуры в Архангельске мы рассказывали в одном из предыдущих материалов. Напомним, на октябрьской сессии начальник управления физической культуры и спорта администрации МО "Город Архангельск" Александр Иванов солидный доклад депутатам представил, с обилием цифири. По докладу господина Иванова получается, что Архангельск – просто рай для спортсменов и рядовых физкультурников

«На одной из сессий я говорил, что если в течение 20-25 лет будем строить хотя бы один ФОК в пять лет, то это будет очень большое достижение. И то, что сейчас есть амбициозная задача построить ФОК в 2019 году – это уже здорово. Сейчас задача депутатов, общественности, журналистов контролировать ход строительства и по возможности помогать. Мы будем делать всё, что зависит от нас. Если задача поставлена, надо стремиться реализовать её всем миром. И, конечно, стараться получить финансирование из федерального бюджета», - продолжает народный избранник. 

Он отмечает, что «Норд Арена» является примером, аналогом для работы в этом направлении. Однако актуальным остаётся вопрос доступности.

«Не соглашусь, что она недоступна из-за цен. Проблема в очередях. Люди занимают очереди на покупку абонементов в шесть утра и это обусловлено тем, что в центре города находится всего два плавательных бассейна. Ещё есть один на Сульфате - и всё. Этого очень мало».

Не удержусь от очередного цитирования главного архангельского «физкультурника» Александра Иванова, озвучившего депутатам в ходе 42-й сессии: «В Архангельске почти 500 спортивных сооружений, располагающихся во всех территориальных округах города. В том числе: 3 стадиона <…>;  22 бассейна <…>». Наверно, муниципальный чиновник в каком-то параллельном Архангельске проживает…

«То же самое происходит с помещением для игровых видов спорта, которые находятся в «Норд Арене» на четвёртом этаже. Этот зал расписан с 8 утра до 12 ночи, но всех желающих в себя не вмещает. А таких современных залов, где можно играть в мини-футбол, баскетбол, волейбол, кроме «Норд-Арены», пожалуй, нет», - говорит Корельский.   

ФОК – раз в пятилетку это, наверно, мечта каждого второго горожанина. Но вот как нередко у нас бывает: вроде бы и проектно-сметная документация разработана (не только по объектам физкультуры, но и соцучреждениям), и деньги за неё уплачены немалые, а на строительство средств не хватает. Так свежеразработанный проект и лежит «на полке», пока не протухнет в прямом смысле этого слова. 


Наши собеседники видят здесь причину в действующей системе межбюджетных отношений. 

«Все проекты реализуются через софинансирование. И по-другому мы сделать не можем. Без готового проекта нам никто не выделит средств. Но бывает так, что проект написан, а софинансирование не приходит. Что мы в этом случае можем сделать?» - задаётся вопросом Ростислав Васильев. 

«Обязанность по проекту всегда лежит на муниципалитете. А вопросы всегда решаются невзначай. Например, нам в августе говорят: мы вам дадим 300 миллионов на поддержание улично-проезжей части. Но для этого обязательно нужен проект. Поэтому при такой практике финансирования лучше делать проекты «на полку», чем при их отсутствии терять субвенции», - полагает Александр Нечаев.  

«На следующий год у нас запланировано строительство транспортной развязки на пересечении улицы Смольный Буян и Обводного канала (при съезде с ж/д моста). На следующий год заложено 22 миллиона рублей, на 2019 год – 0 и на 2020 год – 28 миллионов рублей. 

Понятно, что в 2018 году мы потратим 28 миллионов рублей только на проект развязки. В 2019 году он будет законсервирован и в 2020 году будем пытаться его реализовывать. Аналогичная ситуация есть по другим объектам. 

И вопрос в том, что когда мы просим у области или федерации деньги на что-то, они спрашивают: у вас есть проект? И если проекта нет, то о выделении денег даже не может идти речь.

Есть примеры, когда и проект разработан, но финансирование получить не удалось, а срок его действия истёк. Например, ремонт проезжей части по проспекту Советских Космонавтов от улицы Выучейского до Поморской. Были вложены деньги в проект, пытались получить средства из областного бюджета на его реализацию, но нашу инициативу зарубили – и, в результате, в августе этого года срок действия госэкспертизы по этому проекту истёк. Но, с другой стороны, у городской администрации должен быть какой-то пакет проектов, чтобы была возможность получить и реализовать деньги», - рассуждает Александр Гревцов.

Жизнь была бы безоблачной, если бы денег хватало и на то, и на это. И проект купить, и объект возвести. Но здесь так и хочется спросить: отчего мы такие бедные, если мы такие умные? 

«Город зарабатывает 22-23 миллиарда рублей, а оставляет у себя 4,5 – вместе с дотациями. Какая у нас мотивация зарабатывать? С этой позиции, я считаю, что бюджет сформирован неправильно: город зарабатывает большие деньги, но не имеет возможности создать благоприятные условия для жизни горожан. 

Что говорить о том, правильно – не правильно расставлены расходы, если денег не хватает. На чём сэкономить – здравоохранении, образовании? Социальные издержки не должны снижаться. Я думаю, должно быть перераспределение средств между федеральным, областным и муниципальным бюджетами», - говорит Александр Нечаев. 

На вопрос, получается ли выстраивать диалог на эту тему с областным собранием, депутат отвечает категоричным «нет».  

«Они, к сожалению, не поддерживают нас. Я понимаю, что у областной администрации есть определённая нагрузка перед муниципалитетами области. Ведь они сами на себя не зарабатывают. Наверное, потому что у них нет мотивации. А нашу мотивацию просто-напросто ущемляют. 

Поэтому надо добиваться у областного Собрания и администрации Архангельской области того, чтобы они сохранили нам мотивацию на увеличение доходной части бюджета и позволили дополнительные доходы тратить на городские нужды», - резюмирует парламентарий.  

А мне всё это напомнило известную басню Крылова, где есть три главных героя и каждый тянет одеяло на себя.


Но нашим чиновникам, видимо, привычнее обитать в атмосфере парадокса. Все всё знают, понимают, но… регулярно немалые деньги из бюджета улетают буквально на ветер. 

Та же история с приснопамятным варавинским ФОКом: в который раз будет проект разрабатываться? Прежние (оплаченные сполна) фантазии не реализовались, стало быть, предыдущая проектно-сметная документация использована быть не может, поскольку устарела безнадёжно. А гарантии, что по новому проекту ФОК непременно будет построен, никто дать не может.  

Пардон, а почему нигде и никогда не звучат эти цифры – сколько средств за финансовый год потрачено впустую? Чиновникам, понятное дело, эту информацию светить некомфортненько. Вот взяли бы депутаты, сосчитали эти «проэфиренные» миллионы, предъявили бы на всенародное обсуждение – с указанием конкретных чиновников, которые виновны в необеспечении финансирования оплаченных из городской казны проектов. 

Можно ж и референдум в городском масштабе провести: согласны ли архангелогородцы, чтобы область бездарно тратила заработанные городом деньги. Удобно всем кивать на сложности межбюджетных отношений – мол, они всё объясняют. Но горожанам не объяснения нужны, не мифологические «22 бассейна» - людям нужны реальные объекты, реализованные проекты и уважительное отношение и к нуждам жителей, и к выплачиваемым ими налогам.

Если тормозом в реализации городских проектов становятся забюрократизированные донельзя (а то и коррупционноёмкие подчас) межбюджетные отношения, то не объяснения надобно строчить, а отношения пересматривать. Дело непростое, кто б спорил. Но ведь, как в народе говорится, лиха беда – начало. А в добром деле поддержка инициаторам среди горожан найдётся.

Олег Плахин

Выбор читателя