В период ВОВ строго контролировались фронтовые письма и статьи в печатных изданиях. Письма были подвержены цензурным мероприятиям, чтобы держать под контролем настроения населения и скрывать нежелательные для массового распространения сведения. Пресса же была источником советских пропагандистских настроений и должна была побуждать народ на борьбу с фашистами, вселить в каждого гражданина СССР веру в неминуемую победу над захватчиками.
Главлит — главный цензор
Во всех регионах Советского Союза работали Областные управления литературы и издательства, которыми руководил Главлит. В каждом таком управлении работали уполномоченные, следившие за публикациями и осуществлявшие контроль над выпуском плакатов, листовок и радиопередач. Под их контролем находились библиотеки, в которых в обязательном порядке производилось изъятие литературы дореволюционного периода.
Когда началась война, всех граждан обязали сдать радиоприемники. Поэтому они могли узнавать новости только из госисточников. Главлит ставил перед собой основную задачу соблюдения государственной тайны. Было запрещено опубликовывать данные о мобилизации, об оборонке, о промышленных предприятиях и численности рабочих. Также нельзя было писать о местах расположения воинских подразделений или печатать материалы, которые превозносили фашистов. Под запретом были фото с пейзажами, ведь они могли быть условными знаками.
С фотографий убирали порты, вокзалы, мосты, ретуши подвергали все указатели деревень, сел, городов. Когда районная пресса выходила в свет, ее содержание анализировали в областном управлении, затем подготовленный им обзор поступал на рассмотрение в Главлит.
Совинформбюро
Особую роль в советской пропаганде сыграло Советское бюро информации, которое было сформировано уже через два дня после начала Великой Отечественной войны. Именно оно контролировало журналистов и фотографов на фронте.
Специалисты Совинформбюро оценивали негативы после их поступления на предмет соответствия цензуре. Проверяли также возможность использования фото в целях пропаганды.
Фото часто подвергали ретуши, распечатывая и дополняя отдельными элементами или, наоборот, удаляя ненужные детали. Для этой цели применяли гуашь и тушь. После ретуширования фотографию снимали заново и выводили ее в газетную печать.
Коллажи часто использовали при изготовлении плакатов. Фото красноармейца печатали, потом его фигуру вырезали, выполняли компоновку, дорисовку недостающих элементов. Потом получившийся результат фотографировали снова.
При необходимости скрыть особенности нового типа вооружения, фото печатали и заново снимали. В результате резкость сильно снижалась. Рассмотреть какие-либо характерные детали было уже невозможно.