В начале мая 1915 года из нью-йоркского порта вышел круизный лайнер «Лузитания» в ливерпульском направлении. Но до места назначения судну добраться не удалось. Через неделю его потопила немецкая подлодка. Всего за восемнадцать минут лайнер, который был гордостью британского гражданского флота, скрылся под водой. На борту в тот момент находились 1960 человек. Погибли 1198 пассажиров. Военное преступление вызвало протестные настроения и мощную волну общественного резонанса.
Самый быстрый
Круизный лайнер создали в 1902 году. В то время это был один из самых лучших британских кораблей. «Лузитания» быстро получила славу среди пассажиров, которые оценили ее комфорт, быстроходность и роскошь.
Когда началась Первая мировая война, лайнер не прекратил совершение рейсов. Однажды во время попытки захвата судна немецким крейсером, капитаном было приказано уходить от преследования на максимально возможной скорости. Когда об инциденте стало широко известно, вера в неуязвимость лайнера и его превосходство стала еще сильнее.
В начале войны «Лузитания» стала перевозить и военные грузы с взрывчаткой и патронами. Чтобы повысить безопасность судна, на нем установили платформы подъемники для снарядов и платформы для орудий.
Преследование и катастрофа круизного лайнера
Главной угрозой для британского флота были немецкие подводные лодки. За военное время они нанесли огромный ущерб грузовым пароходам и боевым кораблям Британии.
Первого мая 1915 года компании, которой принадлежал лайнер и членам экипажа поступило извещение о том, что есть больший риск подвергнуться торпедной атаке немецких подлодок. Но руководство решило не отменять рейс и выйти в море. Все думали, что самое быстроходное судно не догонят даже субмарины.
Катастрофа
Первомайским утром лайнер шел по заданному направлению. Экипаж и пассажиры не беспокоились, несмотря на указанное в билетах предупреждение об опасности. 6 суток плавания были спокойными, а мощное и крепкое судно еще больше укрепляло уверенность в том, что оно успешно доберется до пункта назначения.
На седьмой день экипаж заметил пенную дорожку от торпеды. Менее чем через минуту торпедой был протаранен правый борт. Затем последовал еще один взрыв от детонирования перевозимой взрывчатки. В эти минуты погибло много пассажиров и членов экипажа, находившихся на палубах внизу. Из-за паники было трудно спустить на воду шлюпки. Люди прыгали за борт, но их засасывало под воду в образовавшуюся воронку. Из двух тысяч человек выжили лишь 761 пассажир.
Общественный резонанс
Прошло всего несколько часов с момента катастрофы, когда Англией был официально подтвержден факт нападения. Страшная новость появилась во всех мировых средствах массовой информации. Австро-венгерская империя и Турция, которые были союзниками Германии, резко осудили атаку ее субмариной круизного лайнера.
Однако немцы говорили о том, что на судне перевозилось много взывчатки. Также они указывали на то, что зона происшествия имела статус военной территории, поэтому их действия были правомерными.