9 февраля 1923 года считается официальной датой рождения советского гражданского воздухоплавания. Тогда Совет труда и обороны постановил сформировать «Главное управление воздушного флота». Прошел всего месяц, когда появился «Добролет», ставший прототипом для «Аэрофлота».
Несколько первых перелетов пассажиров были далеко не безопасными, так часто выходили из строя некоторые системы. Из всей приборной техники пилоты располагали лишь компасом. Но все-таки авиакатастрофы были редкими, а пассажиры мгновенно раскупали билеты на рейсы.
Развитие транспорта
Когда завершилась Гражданская война, в России стали активно восстанавливать народное хозяйство. Особенно остро стоял вопрос о том, чтобы быстро наладить транспортные связи, в том числе на железной дороге.
Паровозы были самым настоящим дефицитом, пути были полуразрушенными, станции и вокзалы представляли собой руины. Но государство направляло ресурсы не только на то, чтобы быстрее восстановить транспорт, но и модернизировать его в перспективе.
Власти Советского Союза принялись за создание принципиально нового подразделения транспортной отрасли: гражданской авиации. Тогда только начало развиваться военное авиационное дело, не хватало своих самолетов.
«Добролет»
В марте 1923 произошло основание общества «Добролета». Ему было поручено создать авиацию, которая бы обслуживала хозяйство страны. Общество должно было наладить пассажирские, грузовые и почтовые перевозки, а также выполнять аэросъемку.
Все желающие граждане Советского Союза могли приобрести акции «Добролета» и попытаться что-то заработать на будущем авиационном строителе и перевозчике СССР. Далее были сформированы аналоги общества «Украинский воздушный путь» и «Закавказская авиационная организация».
От «Добролета» к «Аэрофлоту»
В первое время с продажи гражданам акций собрали полмиллиона рублей. На эти деньги была произведена закупка иностранных самолетов. До начала 1930-х годов в авиационном парке «Добролета» состояли голландские «Фокеры» и немецкие «Юнкерсы».
Пассажирские рейсы выполнялись только днем. При этом маршруты составлялись таким образом, чтобы они проходили вдоль путей железнодорожного транспорта и линий телеграфов. Единственным прибором на борту был компас. Часто по новым маршрутам сначала пускали разведчиков на лошадях, чтобы в случае нештатной ситуации можно было найти дорогу.
Первые в истории СССР вылеты были выполнены в Нижний Новгород, в котором тогда только что открылась ярмарка. Чтобы в пути проверить ненадежные двигатели, пилоты часто делали внеплановые посадки. В составе летного экипажа находился механик, который мог устранить возникшую неисправность.
К концу лета 1928 года запустили новую авиалинию от Москвы до Новосибирска, а через месяц ее продлили до самого Иркутска. Велась разработка линий до Сахалина и Владивостока.
Весной 1932 года гражданской авиации СССР дали новое название — она стала «Аэрофлотом». Сотрудники стали одеваться в единую для всех форму, а состав начали разделять на спецкатегории по аналогам воинских званий. За период до 1947 года авиакомпания стала крупнейшей в мире и сумела сохранить статус престижа на весь период существования Советского Союза.