Много мифов ходит о штрафбатальонах в период ВОВ. Среди них встречается много заблуждений и домыслов. Хотя иногда и правда поражает гораздо сильнее мифа.
В целях перевоспитания
Толчком к появлению идеи создания штрафбатов стало первое военное время. Красная армия продолжала отступать. Частыми явлениями стали проявления трусости и случаи дезертирства, которые приводили к расстрелам. Но осенью 1941 года издали указ о том, что многие офицеры устраивают самосуд, что расценивается как злоупотребление полномочиями. Стали искать другие способы, как перевоспитать личный состав и не допустить репрессивных мер.
В июле 1942 года созрело решение. Всего за несколько дней сформировали семьдесят семь штрафрот и пять штрафбатов. За все время ВОВ в Красной Армии создали более тысячи штрафных рот и более шестидесяти штрафных батальонов.
Согласно сведениям, указанным в сборнике под названием «Россия и СССР в войнах 20 века», в штрафбаты и штрафроты было отправлено более четырехсот тысяч военнослужащих.
За что отправляли в штрафбат
В штрафчасти отправляли военных из различных родов войск. Причины тоже были самыми разными. Например, в штрафбат могли направить военнослужащего, уличенного во вредительстве и саботаже, небрежно относился к вооружению и технике.
Некоторые из тех, кто не хотел воевать, умудрялись симулировать заболевание или ранение. Но в ноябре 1941 года был издан приказ, согласно которому в штрафную часть отправлялись все симулянты и членовредители. А в 1941 году в штрафбат могли отправить и тыловиков. Формулировка была следующая: за бюрократическое и бездушное отношение к обязанностям.
Из тыла в штрафной батальон можно было попасть и за совсем незначительную провинность. Например, опоздание на работу более чем на 20 минут считалось прогулом. В первый раз за него могли объявить выговор. В случае повторного нарушения могли осудить на уголовный срок или направить в штрафбат.
Месяц за четыре года
Многие заключенные были заинтересованы в добросовестной службе. Ведь за один месяц службы в штрафном батальоне могли списать до четырех лет тюремного заключения, за два месяца — до семи, а за три месяца — до десяти.
Длительное время многие были убеждены, что состав штрафных частей был «пушечным мясом». Но его не раз опровергали военные историки. Однако, действительно, вероятность гибели в штрафном батальоне была выше, чем в обычной части Красной Армии. Потери штрафников в месяц составляли половину от вновь прибывших.
В годы ВОВ существовали и так называемые штрафэскадрильи. Военное командование посчитало нецелесообразным направлять всех провинившихся в обычные штрафные батальоны, ведь на их подготовку ушло бы много времени.
Однако не все штрафники добросовестно воевали. Более шестидесяти обиженных на власть летчиков перешли на сторону врага, после военно-воздушное командование дало распоряжении о расформировании штрафэскадрильи и направлении проштрафившихся в обычные штрафроты и штрафбатальоны.
Автор “забыл” упомянуть,что в штрафбаты направляли осужденных офицеров,а в штрафроты-рядовых и сержантов.
Штрафбаты были армейского подчинения, а штрафроты формировались при дивизиях. Батальон и рота были названия условные, так как комплектовались личным составом в зависимости от поставленной задачи.
а еще были танковые штрафроты , им заваривали люки и заклинивали вторую передачу. и за каждым танком следила 250 мм мортира
Штрафниками командовали обычные, опытные офицеры. Вот у них, день шёл, как за 6 дней, очень многим пригодилось для выслуги лет. Соответственно и зарплата была повышенной.
Убийцы и т.п. никогда не призывались (во время войны), и сидели по своим колониям, все свои сроки. Никто никому сроки не уменьшал, по прогрессивной шкале.
Да и не надо рассказывать страшилки про штрафные роты. Не было их или находились не в том месте, эти цели выполняли обычные строевые части. Это была страшная война. За годы войны призвалось, около 34,5 миллиона солдат и офицеров. На фоне этих миллионов, четыреста тысяч штрафников, смотрится не очень убедительно, что только на штрафниках, в тяжёлых случаях выиграли войну.