Николай Второв имел самое большое финансовое состояние во всей России императорского периода. Прибыль его концерна до революции составляла шестьсот шестьдесят миллиардов в год, если взять для перерасчета курс 2000 года. Его называли «русским Морганом» и «сибирским американцем».
Богатое наследство
Второв начал свой бизнес в возрасте двадцати одного года. Уехав в Иркутск, он ходил на ярмарки и стал заниматься товарной логистикой. Затем Николай открыл свой первый магазин. Со временем их становилось все больше. Пассажи Второго открылись в тринадцати городах. А через десять лет после приезда в Иркутске бизнесмен перевез свою семью в Москву.
В тот период он уже состоялся как успешный предприниматель, внимательно изучил особенности ведения бизнеса своего отца и сначала развивал именно это направление. В 1911 году отец умер, оставив Николаю наследство в 8 миллионов.
Он стал работать вдвое больше и усерднее. Он продавал чай, был членом правления крупнейших банков, давал кредиты железной дороге и заводам. Он был одним из первых российских игроков на рынке объектов недвижимости.
От чайного дворика до города
Николай Второв стремительно развивал бизнес. Молниеносно он перешел от торговли чаем к основанию новых заводов, добыче золота и промышленности.
Перед революцией Николаю удалость построить в Подмосковье завод по изготовлению стали для производства автомобилей и инструментов. Сегодня на этом месте располагается территория города Электросталь.
Когда началась Первая мировая война, Второв перевел свои заводы на направление оборонной промышленности. На них наладили производство гранат.
Стиль и роскошь
В 1914 году в Москве был построен шикарный дом Второва в стиле неоампир, ставший красивейшим зданием столицы. Именно в нем проходил бал, который описал Михаил Булгаков в своем знаменитом романе «Мастер и Маргарита». Так особняк Николая стал литературным героем российской классики.
В 1933 году замок стал резиденцией американского посла в Москве. Второвым также был открыт Деловой двор и построил постоялый двор для своих партнеров по бизнесу. В рекламных буклетах того периода были напечатаны обещания того, что внутри здания гостей ожидают шикарная обстановка, освещение электрическими приборами и лифты. На вокзале посетителей гостиницы встречали на автомобиле-омнибусе.
Весной 1918 года Второго убили. Версии были различны — от личных отношений с внебрачным сыном до инсценировки и бегства за рубеж.