Значение Ленд-лиза в победе Советского Союза над фашистами не нужно недооценивать, как и преувеличивать. Основные направления доставки помощи в рамках Ленд-лиза проходили в Мурманск и Архангельск через Атлантический океан, а также существовал пролегающий через Иран южный путь. Но был один секретный воздушный путь в Сибирь через полуостров Аляску — трасса «Алсиб».
Строительство «Алсиба»
Благодаря предложенной Соединенными штатами программе Ленд-лиза СССР удалось в некоторой степени восполнить потери, которые страна стала нести с первых дней войны. Сначала грузы доставляли в Советский Союз в Архангельск и Мурманск, но это направление очень скоро стало небезопасным. Германия расположила свои военные базы в Норвегии и стала контролировать север Атлантики. Доставка через иранскую и индийскую территорию была очень продолжительной по времени.
Осенью 1941 года Рузвельт сделал предложение Сталину поставлять самолеты воздушным путем, в Сибирь, минуя полуостров Аляска. На территории Советского Союза построили 17 аэродромов в условиях строгой секретности. Саму трассу «Сибирь» строили девять месяцев.
Работа «Алсиба»
Первые самолеты США приземлились на аэродроме в Красноярске в 1942 году, 16 ноября. На весь маршрут доставки с Аляски уходило более одного месяца.
По воспоминаниям летчиков, на «Алсибе» они узнали о новых, ранее неизвестных сторон жизни. В американских самолетах было новейшее радиооборудование, приборы электромеханики, различная автоматика. Уровень комфорта также был на невиданной высоте.
В комплектации американского самолета были предусмотрены пуховые спальники и консервы на случай, если возникнет необходимость внезапной посадки. Но все это было не самым главным. Самолеты, которые Советский Союз получал по программе Ленд-Лиза, переправлялись из Красноярска на западный фронт, чтобы дальше громить фашистов.
Всего за весь период работы «Алсиба» из Соединенных Штатов в Советский Союз было перегнано почти восемь тысяч самолетов. Также по этому секретному воздушному пути доставляли продовольствие, запасные части для самолетов и другой техники, медицинское оборудование. Дипломатическая почта также доставлялась по трассе «Алсиб». По ней совершались перелеты военных специалистов и дипломатов. В 1944 году по трассе прибыл в Советский Союз Генри Уоллес — вице-президент США.
«Алсиб» стала ярким примером проявления храбрости, самоотверженности, высокого профессионализма летчиков, строителей и других специалистов. Трасса имеет второе название — «Дорога мужества».