В СССР в 1920-х годах изобрели новую форму конструкторского и научно-исследовательского дела. Многих талантливых специалистов, особенно в военной сфере, сажали в тюрьмы. Но они не трудились на тяжелой работе в лесу или на строительстве. Они работали в специальных конструкторских бюро.
КБ в тюрьме
Такой тип работы был для государства очень экономным. Ученым и персоналу не нужно было платить зарплату, было достаточным просто обеспечить питание. Можно было не награждать и не вручать премии, а просто угрожать расправиться с семьей.
История таких организаций в тюрьмах началась, когда в 1929 году для авиапромышленных целей было создано Центральное КБ имени Менжинского. Тогда единственному авиаконструктору еще времен Российской империи Дмитрию Григоровичу было предложено составить перечень инженеров, которые могли бы вместе выполнить важное госзадание. Всех этих людей арестовали.
Большую часть заключенных, несколько лет занимавшихся развитием авиационной промышленности, отпустили на волю в 1931 году. Но идея авиационных «шарашкиных контор» настолько прижилась, что в январе 1939 года создали еще одно ЦКБ под руководством НКВД.
«Шарашки»
За год до этого из ГУЛАГа стали отправлять всех заключенных авиаконструкторов и авиаинженеров. Специалистов, которые имели отношение к этому виду промышленности, в лагерях оказались сотни. Их свозили в колонию в Подмосковье. Позднее ЦКБ перевели в столицу и сформировали из него 4 бригады.
Петляков и его бригада разрабатывали высотный истребитель ВИ-100. После того, как были проведены его испытания, решили на его основе создать бомбардировщик. Он поступил на красноармейское вооружение как Пе-2.
Мясищев вместе со своими подопечными создавал ДВБ-102 — высотный дальний бомбардировщик. Но довести дело до успешного конца не удалось, так не нашлось двигателя, который подошел бы.
Туполев работал над проектированием пикирующего бомбардировщика с 4 моторами. Но у него также не получилось создать его, поэтому конструктор решил переработать его в Ту-2, являвшийся обычным бомбардировщиком.
«И-110», фронтовой истребитель Томашевича так и не приняли на вооружение. Но многие разработки помогли в дальнейшем развитии военно-транспортной авиации.