Ежедневно столичные жители пользуются главным транспортным средством Москвы — метро. Спуститься в подземку и добраться до нужного места назначения стало совершенно будничным делом. Но о другой стороне московского метро совсем мало информации.
Довоенный период
Кроме того, что строители в срок сдавали главные очереди метрополитена, они трудились и над другими засекреченными проектами. В период создания второй линии метро, которая была открыта в 1938 году, шла работа над проектом станции под названием «Советская».
По распоряжению Сталина, ее должны были оборудовать для того, чтобы под землей управлять штабом гособороны. Станция «Советская» так и не была открыта.
Незадолго до того, как началась война, началось строительство тоннелей на Арбатско-Покровской линии. Они были необходимы для того, чтобы связать здание Кремля со сталинскими бункерами. Проектом было предусмотрено строительство стадиона. Под ним был сооружен спецбункер для Иосифа Виссарионовича, из которого он мог выходить на трибуны и в зал для выступления.
Переход к бункеру был оборудован и со станции метро «Измайловский парк», а также в Кунцево, под дачным участком вождя.
Отголоски войны
В период бомбардировок в столице летом 1941 года метрополитен стал использоваться как бомбоубежище. По личному указанию Сталина для него было построено персональное укрытие от налетов на его даче на 15-метровой глубине. Безопасность вождя была усилена и с помощью чугунных перекрытий.
Вход в бункер был совсем неприметным и представлял собой обычную дверь с замком и кодом. Там была и лестница, но Сталин по ней не спускался, а предпочитал ездить на лифте. Он соединял сталинскую дачу с бункером. Внутри он был обустроен богато: деревянный паркет, мраморные стены, дубовый стол.
Весной 1953 года после двухлетнего периода строительства был запущен участок под гражданским метро: от Площади революции до Парка Победы. Впервые об этих засекреченных линиях стали говорить только в начале 1980-х годов. В средствах массовой информации первые сообщения появились в изданиях «Аргументы и факты» и «Огонек». В них секретные линии метрополитена назвали просто «Метро-2».
Метро-2
Пресса была взбудоражена информацией о Метро-2. Печатались огромные статьи с различными, часто противоположными друг другу предположениями. Про Метро-2 ходила масса легенд и слухов. Но в 1993 году тема резко перестала обсуждаться. Официальных сведений, в том числе документов и планов, нет. Но некоторым энтузиастам удалось их найти и примерно воссоздать схему.
Метро-2 находилось под управлением Комитета госбезопасности. Когда распался Советский Союз, им стала руководить ФСБ. Общая протяженность Метро-2 составляет 150 километров.
Главной функцией секретного метрополитена была оперативная эвакуация первых государственных лиц при наличии угрозы атомных бомбардировок. В мирный период по нему осуществляют перевозку персонала и грузов.