В 1930-х годах весь мир был взбудоражен полетами на высоту 10-50 км, то есть в слой стратосферы. Исследования, которые проводились на такой высоте, должны были приблизить развитие военного дела, строительство авиатехники и даже будущее освоение космического пространства. Подвиг стратонавтов стал не менее значимым, чем полеты космонавтов. Они в равной степени способствовали укреплению престижа советского государства и научному прогрессу.
Первые шаги в советской стратонавтике
Еще в 1875 году Дмитрий Менделеев предложил исследовать верхние атмосферные слои с помощью пилотируемого воздушного шара, гондола которого была бы герметично закрыта. Именно по этому пути затем пошло развитие всей стратонавтики СССР.
В начале 20 века полетами на воздушных шарах интересовались слабо. Их считали скорее видом спорта. В этот период с помощью отправки автоматических зондов стали измерять температуру воздуха, уровень влажности.
В 1912 году ученым Виктором Гессом были открыты космические лучи. Но аппаратура, с помощью которой можно было их изучить, должна была управляться человеком. Именно этот факт подтолкнул двигаться в слой стратосферы.
Иностранные ученые достигли первых результатов. В 1932 году Паккар из Швейцарии выполнил полет на рекордной высоте — более 16 километров. Но уже через год рекорд был побит экипажем из СССР, который взял высоту — 19 километров.
Шар и гондолу создавали лучшие советские инженеры, которые предусмотрели все нюансы комфорта членов экипажа и обеспечения их безопасности. Воздухоплаватели постоянно общались по радиосвязи, их положение безотрывно фиксировалось шестью пунктами наблюдения.
На 19-километровой высоте шар пробыл почти два часа, на протяжении которых проводились запланированные исследования. Осенью того же года аэронавты из США предприняли попытку побить рекорд по высоте, достигнутый стратонавтами Советского Союза. Но она закончилась провалом. Так СССР стал фаворитом «стратосферного соревнования».
Неудачи советских стратонавтов
В январе 1934 года «Осовиахим-1» достиг высоты в 20,6 километра. Но после этого началось резкое снижение. В результате чрезмерного роста скорости лопнули крепления и произошел отрыв гондолы от шара. ЧП произошло на полуторакилометровой высоте. Погибли все члены экипажа. Затем последовала цепь неудачных полетов и трагических ситуаций.
В 1934 году сгорел стратостат под названием «СССР-2», но жертв не было. В 1938 году на высоте около 8 километров погибли от удушья все члены экипажа пилотируемого аэростата с открытой гондолой.
Что дали полеты в стратосферу
Полеты стратонавтов не принесли практически никаких результатов для военного дела. Уже в начале 1930-х годов стало понятно, что наибольшую перспективу имеют самолеты и реактивные двигатели.
Но огромную роль эти полеты и исследования сыграли в научном развитии, в получении информации о строении атмосферы, в разгадке тайны космического луча. Инженерные разработки, полученные при конструировании гондол, были использованы в создании космических аппаратов.