Зимой 1945 года летчик Михаил Девятаев вместе с еще несколькими военнопленными сбежал из фашистского концентрационного лагеря. Этот подвиг стал легендарным. Сбежать на немецком воздушном судне с полигона с особым секретным режимом — это кажется возможным только в кино. Но это действительно произошло в реальности.
Сложный путь к полетам
В 1940 году Михаил Девятаев стал выпускником летного училища. А осенью 1941 года его истребителя подбили, в результате чего он был тяжело ранен. Когда закончился реабилитационный период, Девятаева признали непригодным для того, чтобы дальше управлять истребителями.
Затем он несколько лет находился на службе в санавиации, был пилотом тихохода. Однажды он совершенно случайно встретился со знакомым командиром, который в дальнейшем поспособствовал тому, чтобы Девятаева снова допустили к управлению истребителем.
В плену
В июле 1944 года истребитель летчика подбили фашисты, после чего он был пленен ими. В первом лагере, в который попал Девятаев, он предпринял попытку побега. Но его план был раскрыт. Ему и группе соучастников угрожала расправа нацистов, но лагерный парикмахер решился подменить номер. Тогда под новым именем его перевели в другой концлагерь под названием Заксенхаузен, а затем в Карлсхаген.
Недалеко от лагеря был расположен секретный полигон, в котором испытывали самые новые и передовые технические образцы ракет. Также рядом находились аэродром и авиационная база. В лагере, в котором был Девятаев, узников использовали для работ на аэродроме.
Побег
Вместе с Девятаевым в побеге участвовало еще девять пленных. Среди них были не только красноармейцы, но и плененные немцы. Главной тайной так и остался один неразгаданный момент: каким образом беглецам удалось пройти на самолет, если территорию аэродрома охраняли немцы. Также непонятно, как Девятаев мог пилотировать бомбардировщик, ведь он умел летать на истребителе.
Согласно официальным сведениям, надписи на немецком летчик выучил сам при сборе поломанных досок. Один из участников побега переводил слова на кусочках дерева, которые отламывал Девятаев.
Но одних названий было мало, требовалось понять, как включить двигатели. Это было самым трудным, ведь заключенным запрещалось приближаться к работающему бомбардировщику. Но в один прекрасный момент Девятаев чистил крыло от снега и увидел в небольшое окно, как фашистский пилот занимался прогревом двигателя.
Оставалось только пробраться в сам самолет. Несколько попыток были неудачными. Лишь в феврале 1945 года группе Девятаева удалось организовать побег. Он взлетел не сразу, но беглецы все же не вызвали каких-либо подозрений. Когда немцы их хватились и пытались догнать, было уже поздно. Узники улетели слишком далеко.