Огромная территория Советского Союза не давала покоя многим странам. Даже в мирные периоды часто возникали конфликты на границах, которые держали СССР буквально в одном шаге от развязывания крупных военных действий.
Война за Карелию
Через год после того, как Финляндия объявила независимость, весной 1918 год войска «белых» финнов, преследовавших краснофинские отряды, стали переходить границу с регулярной частотой и оказывались в восточной части Карелии.
Демократическое правительство Финляндии воспользовалось недовольными настроениями населения Карелии и объявило войну РСФСР. В 1918 году финские военные подразделения захватили восточно-карельскую территорию, а спустя два года — Печенгу. Осенью 1920 года был подписан Тартуский мирный договор. Советская Россия была вынуждена значительно уступить Финляндии. Ей была передана Западная Карелия до Сестры и Печенгская область. Выборгская губерния также осталась в составе Финляндии.
Первая война Советской России с финнами повлекла за собой целый ряд военных конфликтов за земли северо-западных территорий. По результатам войны 1939-1940 годов границы снова изменились. К СССР отошли Выборг и весь Карельский перешеек, западная и северная часть берега Ладожского озера, Выборгский залив. Печенгская область была у Финляндии до 1944 года, после чего перешла в состав Советского Союза.
«Тюленья война»
Не успели утихнуть первые конфликты с финнами, как сотни промысловых судов Норвегии вторглись во внутренние воды российской республики. Столкновение 1920-1924 годов получило название «Тюленья война». СССР не имело достаточно сильного военно-морского флота, поэтому отправило Норвегии ноту протеста и издало приказ о том, чтобы у нарушителей границы конфисковывали улов и суда.
В ответ норвежцы потребовали изменения границ по морю РСФСР. В 1923 году Норвегией был выслан броненосец. Фактически иностранное военное судно вторглось на советскую территорию без объявления войны. Лишь в 1924 году было подписано первое соглашение о норвежской концессии в Советском Союзе.
Столкновение на КВЖД
После Великой Октябрьской революции крупнейшие мировые государства стали спорить о Китайско-Восточной железной дороге. В 1924 году СССР и Китай установили между собой дипломатические отношения и достигли договоренности о том, что КВЖД является их общим предприятием.
Но в Манчжурии сменилось руководство, белые эмигранты оказывали свое влияние, а с КВЖД значительно упал доход. Поэтому уже в 1928 году маньчжурские власти захватили железную дорогу. В 1929 году более двух тысяч граждан СССР попали под арест и были казнены.
Правительство Китая не отвечало на советские ноты протеста либо выдвигало условия, которые было невозможно выполнить. Летом 1929 года конфликт перерос в пограничное военное противостояние. Закончился он сокрушительным поражением маньчжурских отрядов. В итоге советская сторона продала дорогу Маньчжоу-го, которое контролировала Япония, после нескольких провокаций.