Портниха Надежда Ламанова, которая наряжала российского императора и его семью, не эмигрировала из страны после революции. Ее жизнь была спокойной и благополучной и при большевистском режиме. Ламанова первой приступила к разработкам костюмов для массового пошива, и несколько лет ее считали главным модельером СССР.
Дореволюционное время
Надежда Ламанова была родом из семьи дворян. В довольно раннем возрасте она осталась без попечения родителей, поэтому у нее не получилось выучиться в заведении, обычном для высшего круга. Ей пришлось содержать себя и 4 младших сестер. Поэтому она поступила учиться в школу кройки и шитья в Москве.
После окончания учебы Надежда работала закройщицей. Уже в 24 года она стала владелицей собственной мастерской. Ламанова обладала незаурядным модельерским талантом, которого не было у других московских портних. Поэтому она стала успешной, ее платья сравнивали по качеству кроя с парижскими. При этом она никогда не управлялась с иголками и нитками сама, это делали ее сотрудницы.
Роскошные платья от Надежды Ламановой покупала сама Александра Федоровна. В конце 19 века она стала шить для всей царской семьи, а также других известных современниц того периода.
Сам Константин Станиславский предложил Ламановой шить костюмы для актеров Художественного театра в Москве. До самой смерти Надежда сотрудничала с режиссерами и актерами.
Власть советов
Надежда Ламанова относилась с настороженностью к событиям Великой Октябрьской революции. Она всегда отличалась аполитичностью, поэтому решила не уезжать за границу, как это сделало большинство ее клиенток. Модельер и портниха не бросала заниматься любимым делом. У нее стали одеваться жены руководителей партии и деятелей искусств «пролетариев».
При большевистском режиме Ламанова разрабатывала одежду, которая была бы доступна и для рабоче-крестьянского класса. В России ее считали основоположником новой моды пролетариев. Ее работы получали высокие награды на показах мод в Париже.
В 1941 году Надежда Ламанова должна была эвакуироваться из Москвы по театральным спискам. Когда она подошла к Большому театру, то поняла, что опоздала. От сильного потрясения сердце не выдержало, и первая советская женщина-модельер умерла.