Вплоть до 90-х годов 20-го столетия в нашей стране был широко распространен обычай фотографировать печальные церемонии прощания с усопшим его родственников и самого человека, покинувшего этот мир. Особую популярность традиция погребальных фотосъемок приобрела в 1970-1980-х годах, когда советские граждане могли позволить себе фотокамеры-полуавтоматы.
Откуда взялось в Советском Союзе обязательное условие любой похоронной процессии и поминок — последняя фотосессия уходящего в мир иной, а также снимки родни? Причем, в каждую годовщину трагической утраты члены семейства непременно доставали памятный альбом и просматривали запечатленные кадры погребального действа.
Как зародилась необычная традиция
Дело в том, что первые снимки убитых красноармейцев и борцов за достижения революции появились еще во времена Гражданской войны. В прессе начали публиковать нечто вроде некрологов павших воинов Красной армии с обязательными фотографиями с места похорон. Мало того, родственники гордились «альбомами памяти», которые были посвящены исключительно павшим воинам в борьбе с белогвардейцами. Погибнуть за Родину тогда считалось за честь, потому и погребальные фото тоже ценились. Как дань памяти павшему солдату и защитнику.
Постепенно традиция периода Гражданской войны перешла в мирное русло. Памятные альбомы были посвящены не только отошедшему в мир иной человеку, его захоронению и поминкам, но и всем родственникам, кто пришел проститься с покойным. Особенно усердствовали в составлении таких фотоподборок сельские жители.
Даже в 21-м веке в любом поселке или небольшой деревне найдутся пожилые родственники, которые не забудут принести на похороны старенький фотоаппарат. Ну а те, кто давно освоил мобильные и компьютеры, принимаются снимать церемонию прощания на фотокамеру телефона.
Правила погребальной фотосъемки
С годами выработались правила подобного фотографирования: нужно было запечатлеть лицо почившего и выстроившихся в ряд родственников. На погосте делали снимки памятника с табличкой, места захоронения и траурной процессии. А вот эмоциональные проявления искреннего горя фотографировать было не принято. Плач и стенания родных и близких в кадр никогда не попадали. Все должно было выглядеть чинно, торжественно и спокойно.
Кстати, исследователи полагают, что советские граждане интуитивно копировали традиции древней иконописи. Так, например, на иконах было принято изображать «Положение Спасителя во гроб» или «Успение Пресвятой Богородицы». Фотографии копировали каноны иконописи с особыми правилами расположения на снимке самого усопшего и участников погребальной церемонии. Выражение лиц и положение тела тоже должны были подчиняться определенным правилам.
На память следующим поколениям
Погребальная фотосъемка стала составной частью в памятной череде событий каждой человеческой судьбы: от рождения и крещения до взросления, женитьбы, рождения детей, наступления старости и до последнего вздоха. То, как складывалась нелегкая, наполненная счастливыми и горестными моментами жизнь каждого товарища в Советском Союзе, нужно было сохранить в памяти не только современников. Но, главным образом, донести информацию до будущих поколений, сохраняя незыблемой преемственность памяти от предков к потомкам.