Еще в прошлом столетии жители северных регионов России соблюдали старинные свадебные традиции. Они касались не только самого обряда венчания, но и предварительного сватовства. Северяне крайне не одобряли, когда девицы противились устоявшимся правилам и не желали выходить замуж по воле родителей. Некоторых нарушительниц традиционного порядка называли девушками-самоходками. А некоторых, и самокрутками.
Когда воля родителей уже не указ
В просторечье подобные слова использовались старожилами вплоть до 60-70-х годов 20-го столетия. Далеко не всегда девица на выданье мечтала поскорее покинуть отчий дом, уйти в чужую семью и связать себя узами раннего брака. Не хотелось терять девичью волю, трудиться от рассвета до заката на родителей мужа, или сам потенциальный жених не пришелся по сердцу. Чаще всего, у просватанной без ее воли юной девушки уже имелся милый друг на примете. Но родители не одобрили кандидатуру суженого — он мог быть беден, из никудышной семьи, или вовсе не местный. Тогда отчаявшаяся крестьянка решалась на крайний шаг и уходила замуж «самоходом». Но без благословения родителей.
Конечно, не всякие отец с матерью могли перечить воле дочери, и из любви к кровиночке соглашались на того жениха, которого выбрало их дитя. Однако таких «самоходок» осуждали и славили в деревнях вплоть до конца двадцатого века.
Кому «крутили косы», а кто заплетал их собственноручно
Случался и другой вариант развития событий. Например, у завидной невесты появлялось сразу несколько женихов. Среди них был тот, которому будущая венчанная жена отвечала взаимностью. Но родители чаще всего выбирали новую семью для дочки по степени богатства и с хорошей репутацией. Просватанная, чувствуя, что противный ее душе брак уже не за горами, решалась на побег. Молодые тайно сговаривались, собирали самые необходимые вещи, убегали и тайком венчались в церкви в другом селе или, вовсе, в городе. Вот таких сбежавших нерадивых девиц и называли самокрутками.
Традиции предусматривали для каждой «законной невесты» женщину-сватью или «крутильщицу». Именно она помогала неопытной невесте собираться под венец. А после свадебной церемонии сватья заплетала молодой супруге две тугие косы, скручивала их и прятала под головной убор замужней женщины. Так и ходили молодухи, пряча длинные косы под повойником.
Если же брак прошел без благословения родителей, а жених с невестой сбежали из родного села, то сватьи у пары, конечно же, не было. Потому и привычную «поственчальную» прическу новоиспеченной супруге приходилось мастерить самой. Девушка заплетала (крутила) всего лишь одну косу, как и до замужества, а поверх надевала тот же традиционный повойник. Но вот две косы самовольно выскочившая замуж беглянка уже не заплетала. А на родине вылетевшую из родительского гнезда «птичку» с тех пор именовали «самокруткой». То есть той, кто крутила косы без помощи сватьи.
Большинство жительниц Севера, несмотря на потоки слез, скрепя сердце, соглашались связать свою судьбу с выбранным матушкой и батюшкой неизвестным парнем. Несказанно везло лишь некоторым, чей нежеланный поначалу избранник оказывался любящим, добрым и работящим человеком. Такие удачные браки считались самыми крепкими: супруги жили дружно, мирно и рожали много ребятишек.