В 1986 году на заводе АЗЛК шло масштабное производство «сороковых» Москвичей, которые к тому времени морально устарели минимум на одно десятилетие. Также начался выпуск 41-й модели, пока достаточно «сырой». И в тот же период в отделе конструкторов во всю работали над машинами будущего. Это были футуристичная «Яуза», прогрессивный минивэн «Арбат», микроавтобус с большими перспективами «Тоник» и, конечно, «Истра».
Автомобиль будущего
В «Истру» конструкторы поместили все разработанные к тому времени «навороты». Она была создана в специальном бюро, которым руководил Александр Куликов, для участия в конкурсе «Автомобиль 2000». В нем участвовали и такие знаменитые бренды, как Ford и Volkswagen. Но советский проект затмил даже их новинки своими техническими примочками.
Кузов автомобиля был выполнен из сплава дюраля, благодаря чему вес был сравнительно небольшим. Центральная стойка отсутствовала, а две больших двери нужно было открыть, подняв вверх. Их длина была высчитана так, чтобы пассажир с заднего сидения не откидывал переднее.
Новомодные «примочки»
Под капотом находился двигатель Эльсберт, работающий на биотопливе с рапсовым маслом в составе. Конструкция предусматривала пневмоподвеску, как в современных популярных моделях бренда Ситроен. В «Истре» были система АБС, кондиционер, преднатяжитель ремней, подушки безопасности, автоматическая ремиссия. Если вспомнить, что все это было разработано в СССР в 1980-х годах, то действительно впечатляет.
Прибор ночного видения стал еще одной фишкой нового авто. Когда на улице становилось темно, специальный сканер показывал силуэты людей и автомобилей. Данные с приборной техники можно было вывести на лобовое стекло. Такие возможности появились на серийных машинах только лет через двадцать.
В «Истре» был даже бортовой компьютер со встроенной системой автодиагностики. Он подсказывал водителю, есть ли неисправность и даже давал сведения, как ее устранить.
Но наступили «лихие» девяностые годы, заводу нужно было выживать, поэтому о перспективных проектах забыли. Разработку «Истры» прекратили совсем в 1993 году.
В настоящее время единственный макет автомобиля на ходу находится в музее. К сожалению, он так и не стал таким, каким его замышляли конструкторы и разработчики. Возможно, если бы СССР не распался, а продолжил свое существование, то инновационную машину выпустили бы в массовое производство.