Во время Второй мировой войны Советский Союз и Соединенные Штаты Америки были союзниками, но только на одном фронте. До того, как СССР окончательно разгромил Германию, он занимал нейтральную позицию по отношению к Японии.
Дулиттл
В Америке были крайне встревожены после налета на Перл-Харбор, совершенного авиацией Японии. По мнению высокого руководства, более всего пострадала честь американских военно-воздушных сил. По личному решению президента Рузвельта США отомстили Японии. Хиросима и Нагасаки случились позднее, а до этого был произведен другой ответный налет.
Его выполнили шестнадцать американских бомбардировщиков. Чтобы они могли взлететь с палуб авианосцев, их заправку топливом осуществляли в пределах минимальных норм. Это было необходимо и для того, чтобы они после сброса бомб смогли выполнить посадку на китайской территории. Командиром этого рейда был Джеймс Дулиттл, которого позже представили в Соединенных Штатах как героя.
Но фактически операция закончилась трагически. Всем бомбардировщикам не хватило минимальной заправки топлива. Члены экипажей одиннадцати самолетов выбросились с парашютами. 8 человек были пленены японцами, троих из них убили.
Еще 4 самолета разбились, когда пытались жестко сесть после того, как закончилось топливо. Также погибли 3 человека, еще 7 членов экипажей получили травмы и ранения. Но президент США Рузвельт с радостью объявил, что американские самолеты провели бомбардировки японской территории.
Почему их не ждали в Советском Союзе
Один из экипажей решил после сброса бомб не приземляться в Китае, а полететь в СССР, в Приморский край. Несколько десятилетий существовала версия о том, что командир судна пошел против приказа военного командования только по причине заканчивавшегося топлива. Он не смог бы долететь до Китая, но топлива хватило, чтобы сесть на советской территории. Советские истребители заметили бомбардировщик США и вели его на посадку под прицелом.
Советский Союз и Япония старались тщательно выполнять условия нейтрального договора. СССР не был нужен еще один фронт, ведь в 1942 году он вел ожесточенную борьбу с фашистской Германией.
На Дальнем Востоке самолеты США не рассматривали, как технику союзников. Они должны были быть конфискованы, а члены экипажа интернированы. Так и поступили с командиром судна, пилотами и штурманами.
«Побеги» американцев из СССР
Пока экипаж приходил в себя в уральском Оханске, власти государств решали их судьбу. Сталин не хотел оставлять их в Советском Союзе. В 1943 году их перевезли в город Ашхабад. Было инсценировано их «бегство» через границу с Ираном. Весной 1943 года члены экипажа уже были дома, в США. В то же время и Япония не могла предъявить официальных претензий.
Самолеты, которые совершали в СССР вынужденную посадку, после интернирования членов экипажа становились собственностью Советского Союза. Три самолета были восстановлены, их до конца ВОВ испытывали летчики на фронтах Дальнего Востока. Летом 1945 года два бомбардировщика испытывали на европейской части страны. Позднее по ним построили пассажирский самолет ТУ-170 и дальний бомбардировщик ТУ-104.