В Москве сразу кидается в глаза, что старые станции метро встроены в здания, а новые станции — расположены обособлено. Возникает вопрос — почему раньше строили так, а сейчас по-другому.
Зачем в 30-е годы входы в метро встраивали в первые этажи домов?
Новый транспорт, старые улицы
Первая станция метрополитена, всем известный «Охотный ряд», открылась в 1935 году. Не сложно предположить, что Москва 30-х годов выглядела совсем не так, как современная. На месте этого самого входа в «Охотный ряд» располагалась мясная лавка.
Советское правительство понимало, что такой прогрессивный и новый транспорт, как метрополитен — нужен. Не только для того, чтобы не отставать от капиталистов. Население Москвы росло, город развивался, и наземный транспорт, а тогда это были в основном трамваи, не справлялся с пассажиропотоком. Но улицы старой Москвы были узкие. Строить на них еще что-то — значит полностью перегородить и проезжую часть, и пешеходную.
Поэтому причина, по которой входы в метро начали делать на первом уровне зданий, была проста — нехватка места.
Кстати, по этой же причине в Китае линии метрополитена проходят прямо сквозь многоэтажные жилые дома.
Как это строилось
Сначала архитекторы выдвинули мысль — построить станции метро на первом уровне всех сталинских высоток. Но потом эта мысль реализовалась лишь единожды — так возникла станция «Красные ворота». И то, станцию не встраивали в здание, а строили в процессе возведения здания. Было довольно сложно — архитектор Алексей Душкин принял решение о заморозке грунта, чтобы сделать фундамент, в который сразу будет заложена станция. Были введены и другие новшества.
Из-за трудностей строительства и не только другие станции метрополитена возникали немного по-другому. К примеру, станция «Проспект Мира» сначала возникла сама по себе, но через год вокруг нее «вырос» дом. Примерно то же самое происходило с метро «Курской», и с «Автозаводской».
Как живется над станцией метрополитена
В наши дни возводится много новых станций, и дома уже не трогают. Места хватает.
Естественно возникает вопрос — как живется в тех домах, где на первом уровне находятся многолюдные станции, а глубоко под землей курсируют поезда.
Впрочем, метро протянулось через всю Москву, и поезда курсируют под многими зданиями. Проектировка происходит таким образом, что люди не слышат шума и не чувствуют вибрации. Иначе чашки на столе тряслись бы во многих домах москвичей.
А в высотных зданиях, особенно в центре Москвы, первый уровень всегда не жилой — там располагаются супермаркеты, магазины, организации. И станция метро мешает не больше, чем все эти заведения.
Также стоит не забывать, что входы в метро расположены именно в старых домах. А в зданиях первой половины века звукоизоляция заслуживает всяких похвал.